1. Этапы создания музыкальной композиции и коротко о програм-
мах, которыми я пользуюсь.
Весь процесс создания моейї музыки заключается в следующем:
1) Сначала пишется музыка и слова (если это песня). А если это
инструменталка, то мотив я придумываю прямо во время создания
аранжировки;
2) Дальше я создаю аранжировку, то есть инструментальную обра-
ботку композиции. Именно аранжировка определяет стиль музыкаль-
ной композиции. Для аранжировки я использую две программы:
MIDI-секвенсер Music Station (фактически она - аналог очень попу-
лярной программы Cubase, только более упрощенная версия) либо
DJ-программу Fruity Loops v2.54. В принципе, создание аранжиров-
ки в обеих программах похожее, однако есть и некоторые отличия.
Подробнее об особенностях создания музыки в каждой из этих
программ - в разделе 2 и в разделе 3. А пока что остановимся на
том, какие в них преимущества и недостатки.
Одним из преимуществ Fruity Loops являются широкие возмож-
ности по применению разных музыкальных инструментов: програм-
ма может использовать в качестве инструментов звуковые файлы,
записанные на винчестере в формате WAV, МР3, и др. Можно также
легко изменять их звучание с помощью ряда встроенных звуковых
эффектов. Кроме этого, в программе с самого начала присутствует
большая база образцов звучания разных электронных инструментов.
Другим преимуществом Fruity Loops v2.54 является простота и на-
глядность в создании аранжировок. И как не удивительно, но это
преимущество в некоторой мере является и самим большим недо-
статком Fruity Loops v2.54 - за простоту создания аранжировок при-
ходится расплачиваться простотой звучания самих аранжировок.
Дело в том, что с помощью этой программы довольно тяжело напи-
сать сложную композицию со всякими инструментальными пере-
ходами, сольными партиями, и др., поскольку Fruity Loops v2.54
оперирует так называемыми Pattern - небольшими фрагментами с
постоянной длительностью и ритмической привязкой. И чем более
разнообразного звучания хочется добиться - тем больше надо делать
этих самых Pattern, и в конце-концов их количество возрастает в
геометрической прогрессии.
Что касается Music Station, то она лишена этого недостатка Fruity
Loops v2.54, так как звуковые дорожки не является набором готовых
фрагментов, а имеют непрерывный характер. И музыкант может
вставить ноту любой продолжительности в любом месте фонограм-
мы. Вследствие этого можно писать очень сложные по структуре
музыкальные композиции, которые не ограничены постоянной
ритмической привязкой. Однако вместе с тем такое редактирование
более сложное, и нужно затратить гораздо больше времени, даже
если композиция и не очень сложна. Ну а что касается инструмен-
тов, которые можно задействовать в аранжировке, то здесь ситуация
совсем не такая, как в Fruity Loops : в Music Station не записано ни
одного звука инструмента. Дело в том, что Fruity Loops является
семплером, т.е. программой, которая использует готовые образцы
звучания инструментов, записанные на жестком диске, и во время
создания мелодии изменяет скорость их проигрыша. А Music
Station является MIDI-секвенсером, он оперирует MIDI-командами
(MIDI - это Musical Instruments Digital Interface, цифровой интер-
фейс музыкальных инструментов), и эти команды поступают во
встроенный синтезатор вашей звуковой карты. На основе этих
команд он и генерирует мелодию. Поэтому звучание MIDI-компо-
зиций напрямую связано с возможностями вашей звуковой карты.
Соответственно и использовать Music Station будет те инструменты,
которые ему "предложит" звуковая карта вашего ПК. Если для гене-
рации музыки в звуковой карте используется FM-синтезатор, то
звук будет не самый лучший, и электронные аналоги "живых"
инструментов лишь отдаленно будут их напоминать. Правда, такие
звуковые карты сейчас очень редко используются. Намного луч-
шие звуковые возможности предлагают звуковые карты со
встроенными волновыми таблицами (wavetable). Волновые табли-
цы - это постоянная память звуковой карты, где записаны образцы
звучания живых инструментов (все равно что звуковые файлы на
винчестере). И синтезатор звуковой карты выступает как програм-
ма Fruity Loops - берет из памяти соответствующий инструмент, и в
зависимости от ноты, которую ему сообщает программа-секвенсер,
изменяет скорость ее проигрыша, а соответственно - и ее звуковой
тон. Стандарт MIDI предусматривает стандартный набор из 128 ин-
струментов разных типов (плюс несколько наборов ударных инстру-
ментов). Конечно, это неплохо, однако иногда (в частности, в какой-
нибудь космической электронной музыке) хочется оригинального
звучания, поэтому и этих 128 инструментов бывает мало. Ну а карты
с постоянной постоянной памятью не дадут возможности выйти за
эти пределы. Намного более широкими возможностями владеют
звуковые карты, которые имеют возможность расширять свою па-
мять, добавляя новые типы инструментов. Много современных карт
поддерживают технологию Sound Font - с помощью нее образцы
звучания инструментов записываются в оперативную память ПК, и
во время проигрывания композиций вытягиваются из нее. Таким
образом можно создать произвольный набор инструментов, и разме-
ры этого набора зависят лишь от доступного объема оперативной
памяти. Звуки инструментов могут быть как в формате WAV, так и
в формате SF2. Как правило, в формате SF2 записываются целые
банки звуков, где может быть до 128 любых инструментов.
После всего этого рассказа вы спросите, а какую же программу
выбрать для создания музыкальной композиции? В принципе,
все зависит от того, какую именно композицию вы желаете создать.
Если это должен быть какой-нибудь танцевальный дискотечный
хит с несложным мотивом - тогда зачем усложнять жизнь и исполь-
зовать сложный Music Station - возможностей Fruity Loops v2.54
вполне хватит для этой задачи. Вообще, Fruity Loops прекрасно
подходит для создания электронной танцевальной музыки (техно,
транс, хаус, брейк-бит, и т.п), а также для поп-музыки. Если же вы
хотите чего-нибудь более сложного, нежели монотонные техно-
ритмы - используйте Music Station: с ее помощью можно написать
музыку любой степени сложности и любого жанра, будь то рок,
блюз, или скажем классика. Вообще, Music Station больше подхо-
дит для "живых" стилей (рок-н-ролл, классика, джаз, блюз, фольк),
в то время как Fruity Loops v2.54 специально создана для электрон-
ной танцевальной музыки. Хотя и на Music Station можно писать
довольно неплохую электронику.
Кстати, я довольно долгое время использовал один лишь Music
Station (так как очень привык к этой программе), а Fruity Loops на-
чал пользоваться сравнительно недавно.
3) Студийная звукозапись и звукорежиссура
Этот этап я осуществляю с помощью программы Cool Edit Pro.
Эта программа является мощным инструментом, который превра-
щает ваш ПК в профессиональную студию звукозаписи.
Ее основные преимущества:
- широкие возможности по монтажу фрагментов звуковой до-
рожки; очень точное редактирование отдельных фрагментов;
- большой набор средств по обработке и улучшению качества
звука (различные виды фильтров, эквалайзеры, удаление шумов и
других помех, редактирование громкости);
- хорошие возможности для "украшения" фонограммы разно-
образными эффектами (эффекты хора, эхо, "эффект присутствия",
задержка стереоканалов один относительно другого, и т.п.);
- возможность смешивания большого количества звуковых доро-
жек в одну ; редактирование громкости отдельных дорожек и их
стереопанорамы;
- поддержка практически всех существующих аудиформатов,
включая MP3, MP3pro, WMA.
Конечно, есть и аналогичные программы, но Cool Edit Pro мне
кажется самой лучшей по возможностям и удобству. Прежде чем
приступить к работе с аранжировкой, ее нужно превратить из род-
ного формата той или другой музыкальной программы в один из
форматов цифрового аудио (например, в WAV). В Fruity Loops это
делается с помощью команды экспорта, а в Music Station - немного
иначе (см. раздел 4).
После этого осуществляется звукозапись песни: прослушивая
звук фонограммы, поочередно записываются партии вокала, гитары,
и других инструментов. Потом записанные партии очищаются от
шумов и фоновых звуков, и к ним добавляются какие-нибудь звуко-
вые эффекты "по вкусу". До того, как свести все треки в единую
фонограмму, предварительно необходимо настроить их громкости
и стерепанораму таким образом, чтобы суммарное звучание было
наиболее оптимальным. И лишь после этого дорожки микшируются
в один файл, который потом можно слушать в гордом одиночестве
или же давать послушать другим =)
< Вернуться к содержанию