2. MIDI-секвенсер Music Station.
Прежде чем перейти к рассказу о данном музыкальном редакторе, я должен сделать одно замечание. Дело в том, что Music Station является устаревшей версией редактора Cubase. Однако оба редакто- ра очень похожи и существенных отличий в редактировании MIDI- композиций у них нет. Если вы освоите редактирование музыки в Music Station, то без особого труда сможете работать и в Cubase. Должен также сказать, что не смотря на то, что программа Cubase гораздо мощнее Music Station - возможностей Music Station вполне хватает для написания любых аранжировок в MIDI. Итак, вы загрузили музыкального редактора Music Staion, и экран приобрел следующийо вид:
Это
главное окно редактора, и оно состоит из следующих частей: 1 - Главное меню
программы; 2 - Таблица звуковых дорожек; 3 - Зона размещения партий инструментов,
4 - панель управления проигрышем.Начнем с таблицы звуковых дорожек. Ее строки
- это как раз и есть перечень инструментов, которые будут звучать в аранжировке.
Колонки таблицы имеют разное назначение:
Track - название звуковой дорожки. Здесь вы можете вписать название той или иной звуковой дорожки. С самого начала дорожки названы как Track 1, Track 2, и т.д. Для удобства вы можете присвоить им собственные имена, например, если инструмент первой звуковой дорожки будет гитара, то вы можете назвать данную звуковую дорожку Guitar. Для изменения названия дважды щелкните по ней левой кнопкой мыши, введите нужное имя и нажмите Enter.
M - переключатель Muting ("молчание"). В этой колонке может стоять знак кружочка, или же ничего не стоять. Если этот знак стоит напротив названия какой-либо звуковой дорожки, то она не будет звучать во время проигрыша мелодии. Левой кнопкой мыши можно включить или выключить молчание той или иной звуковой дорожки.
С - тип звуковой дорожки. Есть три типа звуковых дорожек: Style Track, Chord Track, Midi Track. Первые два типа используются для автоматического аккомпанемента, и в данном разделе рассматриваться не будут. Нас будет интересовать лишь третий тип Midi Track, то есть звуковая дорожка, которая состоит из набора нот определенного инструмента. С самого начала все звуковые дорожки выставлены как Midi Track.
Chn - это канал звука для данной звуковой дорожки. Дело в том, что в MIDI-музыке можно использовать до 16 звуковых каналов, и каждому звуковому каналу может быть присвоен какой-либо инструмент. Кроме того, канал с номером 10 зарезервирован под ударные инструменты. О присваивании инструментов звуковым каналам речь будет идти дальше. Итак, чтобы изменить канал какой-нибудь звуковой дорожки, нужно дважды щелкнуть по номеру канала, ввести необходимое число, а потом нажать Enter.
Output - синтезатор, который будет использоваться для проигрыша той или другой звуковой дорожки. Как правило, программа выбирает его автоматически. Однако некоторые звуковые карты могут иметь несколько синтезаторов. Кроме того, вы можете использовать программные синтезаторы наряду с синтезатором вашей звуковой карты, и одни инструменты брать из первого синтезатора, а другие - из второго. Выбирайте тот синтезатор, который вам необходим, удерживая левую кнопку мыши на названии синтезатора соответствующей звуковой дорожки, и выбирая необходимый пункт из списка. Кстати, если в качестве синтезатора для звуковых дорожек избран MPU-401, то данные звуковые дорожки будут воспроизводиться через внешний синтезатор, подключенный к компьютеру через MIDI (Game) Port. Если у вас такого синтезатора нет, то переключите все звуковые дорожки на синтезатор звуковой карты, иное при проигрыше мелодии вы ничего не услышите.Теперь перейдем к выбору инструментов для каналов. Для этого нажимаем комбинацию клавиш Ctrl+Y. Открывается окно, напоминающее студийный микшерный пульт:
16 вертикальных регуляторов отвечают каждому из 16 каналов, они регулируют громкость их звучания (крайнее нижнее положение - тишина, крайнее верхнее положение - максимум звука). 16 круглых регуляторов под ними - это регуляторы стереопанорамы: если точка на регуляторе находится на вертикальной оси, то звук будет равномерно распределяться по левому и правому стереоканалах, отклонение точки от вертикали в ту или иную сторону означает больше громкости на левый или же на правый канал. Чтобы изменить стереопанораму канала, нужно подвести курсор к точке и нажав левую кнопку мыши, вести точку по кругу против или по часовой стрелке.Под круговыми индикаторами размещены ячейки с числами, которые указывают на величину применяемых к каналам звуковых эффектов хора и реверберации. Честно говоря, я никогда ими не пользовался. Ну а под этими ячейками собственно и размещены ячейки с названиями инструментов. С самого начала на каждый канал назначен инструмент Grand Piano (рояль). Чтобы изменить инструмент для какого-либо канала, нужно выбрать ячейку с названием инструмента этого канала и не отпуская левой кнопки мыши, выбрать из списка нужный инструмент. Список, который открывается при удержании левой кнопки мыши, состоит из групп инструментов, а при выборе какой-либо группы на экран выводится список инструментов этой группы. В стандартном наборе MIDI-инструментов есть такие группы: Piano - клавишные инструменты типа пианино, Chromatic Percussive - мелодичные ударные инструменты (колокольчики, звук музыкальной шкатулки, ксилофон, и т.д), Organ - клавишно-духовые инструменты (органы, аккордеон, и т.д.), Guitar - разные виды акустических и электрических гитар, Bass - инструменты с низким звуковым тоном (контрабас, бас-гитары, синтезированные басы), Strings/Orchestra - инструменты, которые входят в состав камерного оркестра (скрипка, альт, виолончель, и т.д), Ensemble - инструменты симфонического оркестра и хор (фактически с помощью инструментов этой группы можно имитировать целый оркестр), Brass - группа медных духовых инструментов, а также их синтезированные аналоги, Reed - духовые инструменты наподобие саксофона, кларнета, и т.д, Pipe - духовые инструменты с высоким регистром (флейта, окарина, и т.д), Synth Lead - синтезированные инструменты для сольных и ритм-партий (очень часто используются в электронной музыке типа "техно", и т.д), Synth Pad - синтезаторы, которые используются для аккомпанемента, создают глубокое, атмосферное звучание, Synth FX - группа по составу кое в чем напоминает предыдущую, Ethnic - инструменты народов мира, Percussive - ударные инструменты, Special FX - это даже не инструменты, а звуковые эффекты, которые можно применять, чтобы украсить аранжировку (там есть звуки моря, птиц, вертолета, аплодисментов, и т.д).В правом нижнем углу пульта есть еще три пункта: GM Off - сбрасывает настройки пульта, Output - задается тип синтезатора, для которого будут назначены каналы инструментов. Между прочим, для каждого доступного синтезатора можно настроить свои 16 каналов. А в пункте Mode, который находится ниже пункта Output, выставьте параметр GS. Честно говоря, я сам не знаю, что это такое, однако если не выставить GS, то настройки пульта будут сбиваться при каждой загрузке файла с аранжировкой. Итак, если нужно назначить инструмент для какой-нибудь звуковой дорожки, то нужно назначить инструмент для канала, который отвечает этой звуковой дорожке (цифра справа от названия соответствующей дорожки). Следует также отметить, что при выборе инструмента для конкретной дорожки тип синтезатора, который выставлен на пульте и тип синтезатора данной звуковой дорожки должны совпадать.Таким образом, когда звуковым дорожкам даны имена, и для них выбраны звуковые каналы и инструменты, время перейти к написанию партий звуковых дорожек. Все инструментальные партии размещаются справа от названий звуковых дорожек на специальном поле:
Вверху этого поля вы можете заметить шкалу с вертикальными штрихами и цифрами (на рисунке шкала обозначена цифрой "3"). Это шкала времени, а цифры и штрихи - это секунды. На этой шкале можно выставить левый и правый локаторы (на рисунке обозначены цифрой "1"). Это специальные отметки, которые служат для двух целей: во-первых, они могут задавать границы инструментальной партии, а во-вторых, могут задавать границы проигрыша мелодии (например, можно задать, чтобы мелодия проигрывалась с 1-й по 9-ю секунду). Чтобы установить левый локатор, нужно подвести курсор к соответствующей пометке на шкале времени, и нажать левую кнопку мыши. Левый локатор показан как вертикальная линия через все поле размещения инструментальных партий, а на шкале - как буква "L". Чтобы установить правый локатор, используется правая кнопка мыши, и он показывается как буква "R". Кроме того, есть еще специальный вертикальный маркер (цифра "2" на рисунке), с помощью него можно перемещаться по шкале времени, а во время проигрыша мелодии он указывает, какой именно момент мелодии проигрывается. На экране можно наблюдать лишь небольшой участок поля размещения инструментальных партий, само же поле бесконечно, то есть продолжительность мелодии не ограничена. Чтобы перемещаться по этому полю, можно использовать нижнюю полосу прокрутки, или же панель управления проигрышем:
Перемещаться по шкале времени можно с помощью клавиш, обозначенных цифрой "1", при их нажатии вертикальный маркер будет перемещаться по полю редактирования, причем если эти кнопки нажимать правой кнопкой мыши, то маркер будет переме- щаться намного быстрее. Кроме того, можно мгновенно перемес- титься к какому-либо месту мелодии, если ввести время в поле "Song Position" (поз. 2 на рисунке) в секундах. Например, если нуж- но переместиться к 139-й секунде мелодии, то следует дважды щелк- нуть по цифровому табло "Song Position" и ввести число 139. Аналогичным образом можно задавать положение левого и пра- вого локаторов. На панели управления проигрышем их цифровые табло обозначены как "Left Locator" и "Right Locator". Кстати, эту панель управления звуком можно перетягивать в любое место экрана (так как порой она может мешать, заслоняя ноты или инструментальные партии). Для того, чтобы перетащить эту па- нель, нужно подвести курсор к любому краю панели, чтобы кур- сор из стрелки превратился в изображение руки, и держа левую кнопку мыши, тянуть панель в нужное место. Чтобы создать ин- струментальную партию для какой-либо звуковой дорожки, нужно в первую очередь установить положение левого и правого локато- ров, потом выбрать нужную звуковую дорожку в списке, и нажать Ctrl+P, или же выбрать в главном меню "Parts" -> "Create Part". Появляется полоса, которая начинается от левого локатора, и заканчивается в районе правого локатора. Это и есть партия звуко- вой дорожки. Созданную инструментальную партию можно ре- дактировать. Для этого нужно сперва нажать правую кнопку мы- ши (курсор должен находиться в зоне размещения партий инстру- ментов), и не отпуская правой кнопки мыши, выбрать из контекст- ного меню необходимый инструмент редактирования, и отпустить правую кнопку мыши. Потом можно выполнять различные дей- ствия над партией инструмента.В контекстном меню есть такие инструменты редактирования: :Знак "стрелка" - позволяет перемещать партию как по шкале вре- мени, так и перебрасывать ее с одной звуковой дорожки на дру- гую. Для того, чтобы переместить партию инструмента, нужно подвести курсор к партии, и удерживая левую кнопку мыши пере- мещать партию в нужном направлении. Чтобы переместить пар- тию на расстояние, которое превышает видимую область редакти- рования, нужно переместить партию в крайний правый (или левый) угол экрана. Шкала времени будет прокручиваться. Знак "ластик" - позволяет стереть партию. Для этого нужно выб- рать этот инструмент и щелкнуть по партии левой кнопкой мыши. Данная партия инструмента будет удалена.Знак "ножницы" - поз- воляет разделить партию инструмента на две или больше частей. Чтобы разделить партию, нужно подвести курсор к тому месту партии, где она должна быть "разрезана", и нажать левую кнопку мыши. В результате образуются две независимые партии инстру- мента.Знак "увеличительное стекло" - с помощью него можно бегло ознакомиться с содержимым партии. Удерживая левую кнопку мыши, проведите курсором по партии. В результате будет показано приблизительное размещение нот данной партии. Кроме того, будут проигрываться те ноты, над которыми в данный мо- мент находится курсор.Знак "карандаш" - предназначен для изме- нения длительности партии. Выберите этот инструмент, подведите курсор к партии, и удерживая левую кнопку мыши, определите новую продолжительность партии.Знак "клей" - инструмент, дей- ствие которого противоположно действию инструмента "ножни- цы". С помощью него можно склеить разрезанную на части пар- тию. Для этого выберите данный инструмент, и щелкните левой кнопкой мыши по месту, где была разрезана инструментальная партия. Кроме того, с помощью данного инструмента можно объединять разные партии. Для этого разместите партии так, что- бы они соприкасались, потом выберите инструмент "клей" и щелкните по месту соприкасания. Партии будут объединены. После того, как была определена инструментальная партия какой- либо звуковой дорожки, нужно заполнить ее нотами. Для этого нужно перейти в режим редактирования партии: выбрать необхо- димую партию и нажать Ctrl+E или же выбрать в главном меню "Edit" --> "Edit". Программа перейдет в режим редактирования табулатуры партии. Табулатура отличается от нотного стана тем, что по вертикали в ней размещены не линии нотного стана, а клавиши пианино, а по горизонтали - шкала времени мелодии. Конечно, в Music Station есть возможность и нотного редакти- рования, но мой вам совет - не связывайтесь с нотами, так как редактирование нот - это довольно тяжело. В табулатуре же все намного проще - с первого взгляда видно, что все поле редакти- рования похоже на график, в котором по горизонтали - время, а по вертикали - ноты. Ставить ноты очень удобно: например, нужно, чтобы на 22-й секунде песни звучала нота "ми" 3-й окта- вы, и чтобы она звучала 1/4 секунды. В табло "Song Position" на панели управления проигрышем вписываем цифру 22 (можно найти 22-ю секунду и с помощью клавиш перемотки
и
), потом удерживаем правую кнопку, выбираем инстру- мент "карандаш". Далее необходимо найти ноту "ми" третьей октавы. Сделать это очень просто: при перемещении курсора вверх или вниз по табулатуре слева подсвечивается клавиша пиа- нино, которая отвечает этому положению курсора. Ноты возрас- тают снизу вверх, и каждая октава начинается буквой "С" и номе- ром. Буква "С" означает ноту "до", номер возле нее - это номер октавы. Итак, в данном находим клавишу с пометкой "С3", подни- маемся на 2 белых клавиши вверх - это и будет нота "ми". Чтобы поставить ноту, выбираем клетку, которая отвечает 22-й секунде и этой ноте, нажимаем левую кнопку мыши и удерживая ее, ве- дем курсор вправо, пока не остановимся на клетке, отвечающей одной четвертой 22-й секунды. После того, как левая кнопка мы- ши отпущена, появляется полоса, которая отвечает данной ноте. В конечном случае это должно выглядеть приблизительно так:
Конечно, в самом начале такой способ редактирования может пока- заться не слишком удобным и очень трудоемким, однако со време- нем начинаешь привыкать и понимаешь, что редактировать по нотам значительно сложней. Теперь поговорим о редактировании нот. Их редактирование во многом похоже на редактирование инструмен- тальных партий: сначала нажимается правая кнопка мыши, выбира- ется необходимый инструмент, кнопка мыши отпускается, и дальше выполняется редактирование нот. Итак, при нажатии правой кнопки мыши появляется следующее контекстное меню:
Знак "стрелка" - можно перемещать ноты как во времени, так и изменять их звуковой тон (если перемещать по вертикали). Чтобы переместить ноту, нужно выбрать этот инструмент, подвести курсор к ноте, и удерживая левую кнопку мыши, перетянуть ноту в нужное место. Знак "ластик" - позволяет стирать ненужные ноты. Щелкнув по ненужной ноте левой кнопкой мыши, она исчезнет. Знак "циркуль" - при редактировании нот не используется, а ис- пользуется при редактировании атрибутов нот (в частности, гром- кости). Об этом см.ниже. Знак "увеличительное стекло" - выбрав этот знак, можно прослу- шивать звучание той или иной ноты. Для этого нужно держать ле- вую кнопку мыши и подводить курсор к каким-либо нотам. Знак "карандаш" - позволяет изменять продолжительность той или иной ноты, или же ставить новые ноты. Чтобы поставить ноту, под- ведите курсор к нужной пустой клетке, и удерживая левую кнопку мыши, ведите курсор вправо до тех пор, пока не будет определена необходимая продолжительность ноты. Потом нужно отпустить ле- вую кнопку мыши. Чтобы изменить длительность уже поставленной ноты, подведите к ней курсор, и держа левую кнопку мыши, измени- те длительность. Знак "швабра" - позволяет массово ставить ноты минимальной продолжительности (минимальная продолжительность - длина од- ной клетки в окне редактирования). Я не очень часто пользуюсь этим инструментом. Нотам отвечают атрибуты нот. Атрибуты бывают разными: гром- кость, стереопанорама, модуляция, изменение тона, программы, и т.д. Честно говоря, я никогда не пользовался этими атрибутами, за исключением громкости, которая является основным атрибутом но- ты. Все, что касается атрибутов, размещено в нижней части окна редактирования:
Ниже клавиатуры пианино размещена пиктограмма, которая указы- вает, какой именно атрибут редактируется в данный момент. Чтобы изменить атрибут, который будет редактироваться, необходимо щелкнуть по пиктограмме левой кнопкой мыши, и выбрать необхо- димый атрибут из списка. Самым важным атрибутом ноты является ее громкость (Velocity). Справа от этой пиктограммы размещена область значений атрибутов. Больше всего она похожа на диаграмму, в которой высота столбцов показывает значение того или другого атрибута. Если выбран атрибут Velocity, то можно заметить, что под каждой нотой стоят цветные столбцы. Они и показывают громкость нот. Чтобы изменить громкость, следует выбрать инструмент "каран- даш", и подведя курсор к нужному столбцу, указать его новую вы- соту с помощью левой кнопки мыши. Чем выше столбец - тем гром- че будет играть нота. Можно создать плавное нарастание или спада- ние громкости с помощью инструмента "циркуль", о котором упоми- налось выше. Например, у нас есть группа нот, которые идут одна за другой, и нужно сделать плавное нарастание их громкости. Выбрав инструмент "циркуль", подводим курсор к нижней части столбца, который отвечает первой ноте, и нажав левую кнопку мыши ведем его к вершине столбца крайней правой ноты (см. ниже):
Отпустив левую кнопку мыши, получаем следующую картину столбцов громкости:
То есть высоты столбцов выстроились по линии, которая была проведена с помощью инструмента "циркуль". Аналогичным образом можно сделать плавное убывание громкости. Кроме этого, инструмент "циркуль" может быть полезен тогда, когда нужно уравнять громкости нот. Для этого нужно провести ров- ную горизонтальную линию. Следует также сказать, что не обязательно каждую ноту ставить вручную, и если фрагмент мелодии повторяется, то его можно просто скопировать. Для этого сперва нужно в контекстном меню выбрать инструмент "стрелка", а потом, удерживая левую кнопку мыши, обвести группу нот прямоугольной рамкой. Цвет этих нот изменится на черный. Потом нужно нажать Ctrl+C (или выбрать из меню "Edit" --> "Copy"), а дальше с помощью кнопки
и кнопки
(или же с помощью цифрового табло "Song Position") перевести вертикальный маркер в то место, где нужно поставить эту группу нот, и нажать Ctrl+V (или в меню "Edit" --> "Paste"). Не страшно, если вертикальный маркер при копировании находился не совсем на той позиций, которая была нужной: выделив скопированные ноты прямоугольной рамкой, можно переставить их в нужную позицию. Для этого необходи- мо подвести курсор к одной из выделенных нот, и держа левую кнопку мыши (при этом курсор приобретет форму руки), пере- тянуть группу нот в нужное место. Если вы сделали какой-нибудь фрагмент инструментальной партии, то вам наверняка захочется прослушать его. Для того, чтобы прослушать его, нужно подвести вертикальный маркер к временной позиции, из которой нужно начать проигрыш, и нажать на кнопку
на панели управления проигрышем. И начнется воспроизведение мелодии. При этом вертикальный маркер будет перемещаться вправо, показывая, какая часть мелодии проигрывается в данный момент. Для того, чтобы остановить проигрыш, нужно нажать на кнопку
. Если же мелодия не проигрывается, и вы нажали на эту кнопку, то вертикальный маркер переведется в самое начало мелодии. Записать аранжировку на диск можно с помощью пункта ме- ню "File" --> "Save As". Для загрузки аранжировки служит коман- да "File" --> "Open". Вот в принципе и все, что в основном нужно знать для соз- дания простейшей аранжировки. Что касается других кнопок, пиктограмм, команд, пунктов меню, то их вам знать не особо нужно, поскольку я тоже почти не пользуюсь ними. Ну и напо- следок хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты: - кнопка "Click" на панели управления воспроизведением включает или выключает метроном (во время проигрыша мелодии будут звучать периодические щелчки, их период будет зависеть от выбранного темпа мелодии). Честно гово- ря, я никогда не пользовался этой опцией; - если включена кнопка "Cycle" на панели управления воспроизведением, то задается проигрыш лишь в границах левого и правого локаторов. Если вертикальный маркер во время проигрыша доходит до правого локатора, то проигрыш начинается из того места, в котором установлен левый локатор; - с помощью цифрового табло "Tempo" можно задавать темп мелодии. Лично я всегда ставлю темп на 250, а нужный темп задаю сам, используя ноты нужной продолжительности. - в нижнем левом углу главного окна программы Music Station есть знак
. Он открывает дополнительную панель свойств звуковых дорожек. В частности, там можно задать значение громкости звуковой дорожки в цифрах, а также значение ее стереопанорамы .- во время редактирования табулатуры, если нажать левой кнопкой мыши на любую клавишу пианино, можно прослу- шать ее звучание, причем нота будет проиграна тем инстру- ментом, который выбран для данной звуковой дорожки. - для создания партии ударных, звуковой дорожке нужно присвоить канал с номером 10. При редактировании табула- туры все клавиши пианино будут отвечать за разные удар- ные инструменты. Наиболее часто я использую клавиши пианино, которые находятся в первой октаве (начиная с C1 и заканчивая C2). Эти клавиши отвечают за звуки ударной установки. Вот я и постарался рассказать основные моменты, которые нуж- но знать для создания аранжировок в Music Station. Надеюсь, что данный рассказ будет полезен вам и поможет разобраться с этим музыкальным редактором. Если же вы пользуетесь Cubase, то также можете использовать данный раздел для изучения азов этой программы, поскольку больших различий между ними нет. В разделе "Практические советы" вы сможете узнать о том, как лучше всего делать аранжировки в Music Station, и посмот- реть несколько примеров для лучшего понимания. < Вернуться к содержанию
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
|
|
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
![]() |
![]() |